Разновидности витражей по технологии производства

Тиффани

Тиффани

Витражи, сделанные по этой технологии, пользуются неизменной популярностью. Названа она в честь американца Луиса Комфорта Тиффани, который ее и изобрел. Мастер работал в стиле арт-нуво (от фр. art nouveau – «новое искусство»), который впитал в себя все прогрессивные веяния моды XX в.

Луис был последовательным сторонником художественного витража с обобщенным изображением, которое одинаково отчетливо и эффектно воспринимается в разных масштабах. Исключение делалось только для церквей, которые заказывали детальную проработку изображений святых.

Временем появления данной техники считается 1899 г. Вероятно, наиболее востребованными изделиями компании Луиса являлись абажуры для электрических ламп. Их мозаичная структура мягко приглушала свет, вызывая ощущение загадочности, что идеально соответствовало эстетическим запросам модерна. Своими открытиями в области искусства Тиффани заслужил Гран-при на Всемирной Парижской выставке.

При изготовлении витражей по этой технологии используются художественные стекла с более чем 150 оттенками и фактурами. Суть метода, предложенного Луисом, заключается в обтачивании каждого кусочка стекла и обертывании его медной лентой по контуру. Потом кусочки размещают на кальке в соответствии с эскизом и скрепляют друг с другом оловянным припоем с помощью медной фольги или свинцовых протяжек. Готовую конструкцию покрывают патиной. По сути мастер усовершенствовал технику пайки классического витража.

В изобилии в его изделиях встречалось стекло из нескольких слоев, а толщина швов была разной, причем автор шел на это сознательно, используя как прием для усиления впечатления от натуральности объемного или пространственного эффекта.

С помощью этой технологии можно сделать объемные витражи, особенностью которых являются выпуклые или вогнутые участки, благодаря чему изделие приобретает особенную неподражаемость и оригинальность.

Придуманный американцем способ создания витражей позволяет привлечь маленькие детали композиции, использовать много мелких элементов, которые обеспечивают рисунку тонкие и изящные линии. Причем данный витраж не уступает по прочности всем остальным, а предоставляемая при выборе форм свобода не может не поразить воображения.

В XIX в. немало представителей европейского высшего света заказывали свои портреты, сконструированные в витражах, желая видеть их непременно в средневековом стиле. Подобная любовь к витражам не обошла стороной и монархов, в частности баварский король Людвиг I всячески покровительствовал искусству настенной росписи (помогал художникам материально) и витража (устраивал соответствующие мастерские).

Мелкие элементы приходилось использовать еще и потому, что работал Тиффани с очень небольшими по сравнению с традиционным витражом поверхностями, которые, кроме того, отличались криволинейностью. В этой ситуации целое изображение можно было получить только при использовании множества мелких фрагментов. Сплетники даже рассказывали, что художник элементарно использовал отходы производства крупных витражей. Правда, это не соответствует действительности, поскольку особенность витражной техники заключается в том, что только из большого стекольного полотна можно получить мелкий фрагмент.

Мозаичные абажуры, изготовленные в мастерской Луиса, высоко ценились публикой. Наряду с ним лампами занимались и другие художники, коих было достаточно много. Наиболее популярными украшениями для ламп служили геометрический орнамент, изображения цветов и насекомых. Несмотря на обилие подобных изделий на рынке витражной продукции, Луис достойно выдерживал конкуренцию в основном благодаря высокому качеству и уникальной изысканности.

Тиффани отличался склонностью к экспериментам, искал новые художественные эффекты, применял разные способы предварительной обработки стекла. Стараясь реализовать как можно более естественные природные формы, он вытягивал, формировал, отливал элементы витража. Но при всем этом его стремление к натуральности не превратилось в простое копирование реальности. Образы выглядели живыми не в смысле их соответствия настоящим прототипам – мастер сумел найти условную грань в искусстве отображения, когда образы казались живыми, не будучи при этом банальными копиями реальных.

На данный момент можно с уверенностью сказать о том, что технология Тиффани завоевала несомненное лидерство в искусстве изготовления витражей. Неудивительно, что она в то же время и самая дорогостоящая. В общем виде стоимость таких витражей определяется исходя из количества стеклянных фрагментов на 1 м2.

Очень зрелищно выглядят двери и окна, в которых наличествуют вставки в виде витражей, изготовленных по этой технологии; то же самое можно сказать о подвесных потолочных конструкциях, ширмах и перегородках, не говоря уже об окнах.

Каждый такой витраж – это уникальное произведение искусства, изготовленное вручную на заказ, что предоставляет хозяевам возможность выразить свою индивидуальность через неповторимый рисунок.

Традиционный (паечный, наборный)

Издавна это был наиболее массовый вид витражного искусства по вполне понятным причинам: работа выполняется достаточно быстро и стоит при этом весьма недорого. Изделие в данном случае состоит из множества отдельных стеклянных элементов, заключенных в соединенные на стыках с помощью пайки свинцовые профили (медные, латунные). Нынешние стекольщики также считают данную технику самой экономичной, но, несмотря на это, обладающей изяществом и художественной ценностью.

Хотя при изготовлении подобных работ нет ограничений по размеру, все-таки лучше не делать их более 1 м2, так как в противном случае для поддержания панелей придется изготавливать основу.

Традиционные витражи обычно получаются слишком простыми, поскольку достаточно мягкие свинцовые (медные, латунные) профили подходят лишь для оправы стекол незатейливой формы и небольшого размера. Для придания изделию большей выразительности на поверхность наносят специальные эмали, которые обеспечивают дополнительную яркость, объемность и изысканность.

Коллаж

Техника коллажа более современна, чем предыдущие, и используется для создания художественных витражей. Причем некоторые элементы технологического процесса похожи на традиционный способ, а другие – на технику Тиффани, но есть отличие в предварительной сборке стеклянных фрагментов, поскольку отсутствует свинцовая спайка. Отдельные элементы скрепляют не свинцовыми профилями или медными полосками, а полимерным раствором, который намазывают на прозрачное стекло, служащее основой для сборки.

Художественная специфика данного типа витражей заключается в отсутствии четких линий изображения, поэтому композиция кажется особенно легкой и прозрачной. Полимерный состав закрепляет отдельные кусочки цветного стекла на каркасе, что делает конструкцию очень прочной, поэтому подобную технику удобно использовать для производства столешниц, оформления дверей, ставень и ворот. К тому же коллажи хорошо смотрятся снаружи здания и при отделке ванных комнат в качестве стенок душевой кабины. Преимуществом коллажа является его влагоустойчивость, что обычно недостижимо для других конструкций, так как их сварочные швы окисляются во влажной атмосфере. Разумеется, несомненным достоинством этих витражей можно считать и возможность создания конструкций любых размеров.

Авангардный стиль арт-нуво отличался комплексным подходом к архитектуре и дизайну. Дизайнеры игнорировали наследие прошлого и придумывали все заново, начиная от бытовых мелочей интерьера и заканчивая особенностями экстерьера. Для витражей это значило, что с начала XX в. они утратили прежде неразрывную связь с традициями прошлого и стали яркими образцами стиля модерн.

Пока технология коллажа не слишком распространена, но прогнозируется взлет ее популярности, поскольку ее удобно использовать при изготовлении художественных витражей, которые получаются крепкими, отличаются быстротой изготовления, легкостью конструкций и неограниченностью в размерах.

Псевдовитраж

Технология имитации витража появилась в США в начале 1970-х гг. и быстро приобрела популярность во многих странах мира. Особые цветные лавсановые пленки и свинцовый профиль, которые придают имитации цвет и фактуру, наклеивают на обычное листовое или легкое акриловое стекло.

В производстве пленочных витражей используют высококачественные пленки, создаваемые вручную, причем их схожесть с настоящим витражом просто удивительна. Однако в отличие от них стоимость фальшвитражей в 2 раза меньше, чем паяных, хотя выглядят они практически так же. Становится понятным, почему рациональные жители запада часто (свыше 80 %) отдают им предпочтение при декорировании интерьеров. Прослужат они ненамного меньше настоящих, а иногда и столько же. Конечно, никакое подражание витражу не может сравниться с оригинальной конструкцией из цветного стекла – пленочные менее красивы, и глубина цвета не такая. Тем не менее, если фальшвитраж выполнен качественно, неискушенные зрители вполне способны не заметить разницы.

Пленочными изделиями можно декорировать стеклопакеты, теплопроводные свойства которых от этого не изменятся. К тому же псевдовитражи отличаются способностью обеспечивать большую гибкость и пластику линий в оформлении. Кроме того, малый вес делает пленку идеальным кандидатом для крепления к подвесным потолкам.

Таким образом, основными достоинствами технологии фальшвитража являются скорость монтажа, низкая цена материала и работы, высокие потребительские качества, бесконечная пластика линий, возможность совмещения со стеклопакетами, защита от ультрафиолета, прочность и безопасность.

Псевдовитражи могут быть использованы в различных местах: окнах, дверях, перегородках, ширмах, мебели, подвесных потолках, в общественных интерьерах и т. п. Причем в пленочные витражи часто вводят фацетные элементы или кабошоны из цветного стекла.

Страницы:

ККК

ISO

EN ISO 9001:2008
Zertifikat 78 100 057 453