Окрашенное стекло

Отличается мраморной структурой, присущей опаловому стеклу, но не молочно-матовой, а прозрачной. Степень насыщенности цвета разная, при этом материал переливается различными яркими оттенками, разнообразие которых не может не поразить, – весь спектр 1 и того же цвета до причудливых сочетаний нескольких цветов одновременно.

Хотя стекло начали производить уже давно, по крайней мере 6000 лет назад, прозрачные и бесцветные образцы научились создавать только на подходе новой эры (чуть более 2000 лет назад). До того времени стекло было мутным, окрашенным в различные тона, а использовали его для изготовления мелких предметов: украшений, пуговиц, шахматных фигурок и пр.

У некоторых стекол этого типа бывает полупрозрачная структура, пропускающая свет лишь частично. Другие отличаются таким же насыщенным цветом, что и опаловые стекла.

Базовая структура стекла данной разновидности может быть как прозрачной, так и матовой. В поверхности имеются вкрапления мелких чешуек и волокон окрашенного стекла.

Созданное в «знаменитой лаборатории» Тиффани, оно и сейчас обычно изготавливается вручную по той же самой технологии, что и раньше.

Стекло, имитирующее гранит

Стекло этого вида по сложившейся традиции делают вручную и используют обычно для воспроизведения объемного и скульптурного изображения. На поверхности хорошо различим беспорядочный рисунок, напоминающий грубую шероховатую фактуру камня.

Стекло может быть монохромным, хотя чаще в его окраске присутствует сочетание 3 или 4 цветов, искусно смешанных между собой.

Рекомендации по выбору стекла

После создания эскиза будущего витража нужно определиться с типом стекла, наиболее подходящим в каждом конкретном случае.

При выборе следует руководствоваться следующими критериями:

  • прежде всего (и это самое важное) надо принимать во внимание условия освещения, т. е. представить себе, нарисовать или как-то смоделировать ситуацию, при которой данное стекло выглядело бы наиболее эффектно;
  • прозрачное, а также светлое стекло любого оттенка отлично пропускает свет, тогда как темное или опаловое его отражает;
  • при выборе стекол разных типов и цветов, которые будут использованы рядом, рекомендуется смотреть, как то или иное стекло вместе с другими выглядит при разном освещении, при отраженном свете и против света, чтобы таким образом оценить, насколько они сочетаются друг с другом;
  • за основу витража лучше брать цветное прозрачное стекло, которое позволит передать глубину композиции, придать ей объем и визуально как бы отодвинуть задний план, играя на контрасте с менее прозрачными фрагментами;
  • для воспроизведения сюжета композиции следует использовать опаловые стекла, поскольку они поглощают свет, делая изображение пластичным и объемным. Если не принимать во внимание указанное обстоятельство, то композиция будет казаться плоской, без объема, без глубины и контраста между предметом изображения и фоном;
  • не стоит использовать более 4 или 5 типов стекла в 1 композиции. Куда эффектнее обыгрывать разные цвета и оттенки стекла 1 разновидности;
  • белое, янтарное, зеленое и любое очень светлое стекло обычно оказывается более податливым (мягким) при обработке, его легче резать; тогда как красное, розовое и стекло насыщенных желтых тонов резать тяжелее, так как оно твердое, хотя и более хрупкое;
  • на поверхности стекла чаще встречаются неровности, и найти 2 полностью одинаковых стекла вряд ли возможно;
  • необходимо всегда приобретать столько стекла, сколько потребуется для создания всего витража, а лучше даже с запасом, ведь никто не может быть уверен в том, что через некоторое время вы сможете найти в продаже такое же стекло.

В России мода на оконное стекло стала распространяться после того, как в 1639 г. швед А. Койет поддержал доставшийся ему в наследство «скляничный» завод, расположенный в селе Духанино Дмитровского района Московской губернии. На самом деле заводом это предприятие назвать сложно, поскольку трудились там не более 8 человек; однако они производили оконное стекло и химическую посуду, так что начало было положено.

Как ни странно это звучит, но дефекты внутри стекла или на его поверхности не уменьшают эксплуатационной ценности; даже совсем наоборот, поскольку любые изъяны в этом материале (если его, конечно, собираются использовать в витражах) преломляют лучи света и создают цветовые блики. Отсюда совет: при выборе материала для витража не отказываться от стекла с умеренными недостатками.

Инструменты для обработки стекла

Прежде чем приступать к непосредственной реализации задуманного проекта, требуется подготовить стекло. Делать этого не нужно только в том случае, если оно обрезано в стекольной мастерской на заказ. Однако даже тогда может понадобиться устранить какие-то мелкие погрешности, небольшой брак в виде недостаточно закругленного угла и т. п. Не говоря уж о такой ситуации, когда решено полностью самостоятельно резать и обрабатывать стекло. В любом случае необходимо позаботиться о рабочих инструментах и принадлежностях.

Перчатки нужны для перемещения и резки полотен больших размеров (в целях безопасности их рекомендуется использовать при любых работах со стеклом даже незначительного размера). Естественно, тканевые перчатки здесь не подойдут. Материал не должен легко прорезаться и иметь дырочки или поры.

Сотовая пластмассовая основа с ячеистой структурой предназначена для того, чтобы в процессе резки все маленькие кусочки стекла оказались собраны на ней, а именно, в ячейках.

Угольник (с гипотенузой или без) предназначен для проверки перпендикуляра (угла в 90°). У этого инструмента давняя история. Когда-то его изготавливали из дерева, а в настоящее время, как правило, угольники делают пластиковыми.

Ключевым требованием к качеству угольника является точный прямой угол, форма и размеры инструмента при этом особого значения не имеют. Вроде бы, очевидно, что угольник просто обязан быть с углом 90° и в том, чтобы так оно и было, нет никаких видимых трудностей. Однако довольно часто изготовители умудряются или немножко недобрать или перебрать. Пусть это и незначительная величина, но она может оказаться критической. Если непосредственно около угла погрешность не заметна, то потом она становится все более явной, и чем длиннее ребра стекла, тем большим будет искажение его пропорций. Объяснение поведения недобросовестных производителей довольно простое.

Прямогубые пластмассовые щипцы-захваты, у которых поверхность нижней части бугристая, причем этот рельеф должен находиться с обратной стороны надрезанной поверхности стекла; нужны для обломки стекла после надрезания. На верхней части таких щипцов также есть 2 выступа.

У криволинейных щипцов-захватов на нижней части имеется 1 выступ, который необходимо расположить на обратной стороне надрезанного стекла, а на верхней части – движущийся сегмент.

Плоскогубцы так же, как и предыдущие инструменты, могут использоваться для обламывания стекла.

Роликовые щипцы, или ножницы, тоже используют для удаления излишков стекла, как правило, мелких.

Защитные очки предохранят глаза от попадания стекольной крошки и пыли.

Абразивный брусок потребуется для шлифовки стекла.

С помощью щипцов для шлифования можно перемещать на шлифовальном круге куски, в том числе и очень малого размера.

Электролобзик для стекла позволит резать стекло по криволинейному контуру.

На самом главном инструменте для резки стекла – стеклорезе – стоит остановиться поподробнее, поскольку это основное, что понадобится для работы со стеклом.

Стеклорез

Это ручной инструмент для резки или, лучше сказать, контролируемого ломания плоского или листового стекла, снабженный колесиком диаметром примерно 5 мм и изготовленный из закаленной стали или карбида вольфрама с кромкой сечением в виде буквы V.

Ручную обрезку стекла, как правило, не производят при работах с крупными или многочисленными его полотнами – в этом случае лучше обратиться в соответствующую мастерскую. Вполне разумно сделать заказ на приближенное к необходимым формам стекло, которое потом по мелочи дорабатывать самостоятельно. Следует учесть, что резать можно только обычное стекло, но не закаленное.

На режущую часть инструмента или иногда на само стекло наносят специальную смазку либо парафин. Далее стеклорез аккуратно приставляют к обрабатываемой поверхности и с помощью направляющей проводят линию для создания разметки, которую впоследствии можно несколько расширить, бережно постукивая по обратной стороне полотна чем-нибудь твердым, однако при этом уменьшится четкость границы разлома. В любом случае далее стекло ломают по разметке. После чего грани разломанного стекла полируют, сглаживая острые углы. Если оно отломилось не строго по разметке, подкорректировать разлом можно путем отламывания лишнего стекла с помощью специальных щипцов или используя пазы в стеклорезе.

Возможность ломки стекла зависит также от его толщины. Причем тонкое полотно резать сложнее. Придется потратить немало усилий, чтобы сломать по разметке стекло толщиной 6 мм. Если стекло очень тонкое (0,15 мм), то сломать его по разметке порой не получается даже у мастера независимо от уровня его квалификации и опыта.

Страницы:

ККК

ISO

EN ISO 9001:2008
Zertifikat 78 100 057 453