Нанесение контура

Сначала нужно выполнить цветной эскиз рисунка на бумаге, который будет затем перенесен на стекло. Желательно, чтобы цвет композиции сочетался с цветовой гаммой интерьера. После чего следует на принтере распечатать рисунок в нужном формате. По размерам рисунка подбирают размеры стекла.

Для первой работы росписью лучше выбрать плоское стекло, так как объемный предмет расписывать сложнее. При желании расписать именно бутылку, лучше также выбрать плоскую. Полированное зеркальное стекло для росписи практически непригодно, потому что краски на него ложатся очень плохо.

Для витража допустимо взять не только силикатное, но и акриловое стекло, которое значительно легче и дешевле классического, но на нем также можно создавать любые рисунки.

Для окрашивания нужно брать изделия из стекла только с ровной и абсолютно гладкой поверхностью, ведь при их обработке после высыхания пасты четко проступают все дефекты поверхности.

Перед началом работы поверхность стекла следует тщательно очистить от пыли и соринок, а затем обезжирить – протереть ацетоном, нашатырным спиртом, уайт-спиритом или любой другой спиртосодержащей жидкостью (можно даже использовать жидкость для снятия лака). В крайнем случае стекло нужно вымыть с мылом или другим моющим средством.

После этого до обезжиренной поверхности стекла не следует дотрагиваться руками, брать его допустимо чистой салфеткой или руками в хлопковых перчатках. Дело в том, что любой жир образует на стекле прослойку, с которой очень быстро сходит краска.

Емкости с обжигаемыми и необжигаемыми красками нужно обязательно закрывать, чтобы они быстро не засохли прямо в баночке.

Иногда рисунок переносят на изделие с помощью копировальной бумаги, которую кладут прямо на стекло, а сверху накладывают эскиз. Во избежание сдвигов при перенесении рисунка эскиз с копиркой следует закрепить малярным скотчем. Также для перевода рисунка можно использовать готовый трафарет из набора или приложить эскиз с обратной стороны стекла и перевести изображение фломастером.

При расписывании бутылок и некоторых других предметов такие способы переноса рисунка применить нельзя. В таком случае основные линии изображения наносят тонким цветным фломастером самостоятельно, сверяясь с оригиналом. По этим линиям, намеченным фломастером, нужно обвести рисунок специальной контурной пастой для стекла, фарфора или металла. Обводя рисунок контуром, надо следить за тем, чтобы очертания деталей были замкнуты.

При нанесении контура можно использовать насадки для контуров, которые помогают сделать линию на стекле тоньше. Их также выпускают разные производители, поэтому выбрать что-то по своему вкусу не составит труда.

Контур нужно наносить, равномерно и мягко надавливая на тюбик. При выполнении 1-й работы вряд ли линия контура получится ровной, так как для этого нужен определенный опыт. В этом случае можно посоветовать просто продолжать работу, и спустя некоторое время линия контура станет ложиться ровнее и размереннее.

При нанесении линий контура нужно опираться рукой на стол или на какую-либо подставку, так как рука, находящаяся на весу без опоры, будет дрожать. В таком случае ровную линию контура получить не удастся даже при наличии опыта. Скорость движения руки вдоль очертаний эскиза следует определить самостоятельно. Некоторым удобнее рисовать быстро, кто-то предпочитает не торопиться.

Кроме того, существуют разные техники нанесения контура рисунка. Так, можно вести носик насадки в паре миллиметров от стекла, не касаясь его и протягивая выходящую массу контура, при этом линия получается ровнее. Некоторые художники ведут носик насадки прямо по стеклу. Постепенно все очертания деталей рисунка обводят контурной пастой.

Если на витраже нужно выделить какую-либо часть рисунка на панно, то можно повторно нанести контур жирной линией, придав таким образом изображению дополнительный объем и натуральность.

В определенный момент, когда большая часть рисунка уже переведена на стекло, следует убрать эскиз и посмотреть на рисунок, который получается на стекле. Вполне возможно, что потребуется исправление каких-то деталей. Некоторые детали удобнее рисовать отдельно, без эскиза.

Неровные линии нетрудно удалить ватной палочкой или уголком сложенной салфетки сразу же, но такой метод доступен только тем, у кого очень твердая рука. Удаляя часть линии, можно невольно смазать оставшийся край. Поэтому лучше поступить по-другому: если нужно удалить отдельный участок линии, следует подождать, пока контур высохнет полностью, затем аккуратно удалить его кончиком ножа. Подсохший контур без труда снимается одной «ниточкой».

После нанесения линии рисунка контуром следует дать ему время высохнуть. Возможно, потребуется около 2 ч, но такие подробности всегда нужно уточнять по инструкции от производителя.

При обведении линий рисунка контурной пастой носик тюбика с контуром нужно время от времени очищать от излишков краски салфеткой. Небольшие помарки-кляксы следует убирать ватной палочкой или уголком сложенной салфетки.

Если во время работы приходится ненадолго отложить контур, то его надо непременно закрыть, иначе паста засохнет в носике тюбика и придется потратить время на его очистку. При применении насадки на носике тюбика отверстие можно просто заклеить пластилином.

Нанесение краски

После того как контур полностью высохнет, а на это требуется от 1,5 до 3 ч, можно приступить к заполнению рисунка краской, начиная с крупных деталей.

Технология нанесения краски в росписи по стеклу существенно отличается от способов работы с другими красками: акварелью, гуашью, маслом, – которые наносят на основу мазками, накладывая 1 поверх другого. В живописи по стеклу так накладывать мазки нельзя. Неровный мазок застывает, а если наложить поверх него еще 1 неровный мазок, то предыдущий под ним не скрыть. Просто появится еще неровный мазок, который вдвое увеличит неаккуратность работы.

Краску, которая в конкретный момент времени используется для росписи, лучше наливать в отдельную емкость, в частности на палитру.

Итак, краску при росписи стекла наносят 1 слоем, ровной поверхностью. Ее словно натягивают на стекло, не оставляя пробелов и огрехов. Причем кисточка все время должна быть полна краской, чтобы не оставлять сухих мазков. Нанося ее, нужно временами смотреть на просвет на нанесенный слой, чтобы удостовериться, что не осталось незакрашенных мест. Кроме того, рассматривание работы на просвет позволит проверить прозрачность рисунка, ведь главная ценность витража – в его способности пропускать свет. Кстати, работа лучше видна, если переложить стекло с листа трафарета на белый лист.

Ровный тонкий слой можно получить, если работать следующим образом. Набрав на кисточку каплю краски, нужно опустить ее на стекло, а затем начать растягивать во все стороны. Как только капля будет растянута, можно вновь добрать на кисточку краску.

Расписываемая сторона предмета должна располагаться строго горизонтально, пока краска не подсохнет, – в этом случае не произойдет ее растекания (рис. 38).

Положение расписываемого предмета

Рисунок 38. Положение расписываемого предмета

Во время росписи следует помнить, что краска довольно быстро сохнет. Поэтому при использовании палитры нужно непременно закрывать все баночки. Кроме того, закрашивая большой участок, не стоит начинать с его середины. Пока удастся нанести краску на пространство до 1 края, на середине она уже подсохнет. В этом месте останется уродливый край, который позднее станет просвечивать. Таким образом, предпочтительнее закрашивание большого участка 1 цветом начинать с края рисунка и, не давая краске засохнуть, вести слой к другому краю.

При росписи больших фрагментов рисунка необходимо использовать прием, называемый «простейшая операция». В особенности он подходит для тех ситуаций, когда обширную поверхность стекла нужно покрыть размашистыми движениями кисти. Если же требуется быстро заполнить фон, то поверхность сначала покрывают слоем краски, которую затем надо выровнять с помощью шерстяного тампона, обернутого марлей.

Страницы:

ККК

ISO

EN ISO 9001:2008
Zertifikat 78 100 057 453