Краски для росписи по стеклу от российских производителей недороги, но ими сложно работать новичкам: подлинно хорошее качество способен получить только человек, уже имеющий опыт общения с витражными красками.

По составу исходного сырья краски для росписи по стеклу делятся на 4 категории:

  • силикатные;
  • люстровые;
  • вспенивающиеся;
  • льдистые.

Силикатные краски довольно часто используют в живописи по стеклу, они являются достаточно легкоплавким материалом, т. е. плавятся и спекаются со стеклом уже при температуре 500 °C. Эти краски производят из смеси – флюса, главными составляющими основы которого являются боросиликат свинца и краситель. Иногда, составляя флюс для силикатных красок, боросиликат свинца заменяют другими соединениями. В состав флюса часто вводят до 10–17 % оксида кремния, 4—11 % оксида бора, 2–6 % оксида кальция, 2–5 % оксида цинка, 3,5 % оксида калия, 1–3 % оксида натрия, 0,5–3 % оксида алюминия или около 1 % оксида титана. Эти вещества включают в состав флюса из-за того, что они имеют высокую устойчивость к химическим воздействиям.

Силикатные краски после обжига создают прозрачный или непрозрачный слой. Именно по этому признаку их делят на краски и эмали. При составлении красящей массы выбор красителя иногда осуществляется в зависимости от входящего в ее состав оксида, являющегося основой флюса. Если флюс имеет в своем составе оксид свинца, то в него никогда не вводят кадмий.

Полупрозрачные краски изготавливают, сплавляя флюс и краситель, в зависимости от химического состава которого получается краска того или иного цвета.

Силикатные эмали готовят путем смешивания с пигментом измельченного в порошок флюса.

Люстровые краски готовят из соляно-кислых солей тяжелых металлов, смешивая их с органическими растворителями. Поверхность стекла после обработки люстровой краской приобретает тот или иной цвет в зависимости от того, какой оксид металла присутствует в составе красителя.

При росписи стекла красками на растворителе нужно не забывать о своевременном мытье кисточек, иначе они засохнут и их придется выбросить.

Порой наносят столь тонкий слой краски, что он выглядит прозрачным и даже бесцветным, а на наличие декоративного покрытия указывает только слабый металлический отблеск, типичный для люстровых красок.

Прозрачные перламутровые люстровые краски готовят путем растворения солей кобальта, железа, никеля или хрома в органическом растворителе. Для лучшего сцепления со стеклянной поверхностью такие краски часто используют, смешав с цветными.

Если в люстровых красках присутствуют соли золота, платины или серебра, то на стеклянной поверхности образуется тончайшая пленка, которая в отраженном свете приобретает цвет, характерный для определенного металла, присутствующего в составе краски.

Добавив соли золота в состав люстровой краски, художники по стеклу окрашивают его в яркопурпурный цвет. Обычный пурпурный цвет можно получить, растворив в органической основе соли цинка.

Краски на основе растворов с солями олова или марганца после обжига придают изделию фиолетовый цвет, меди и кобальта – голубые тона. Входящие в состав краски соли свинца образуют на поверхности стекла пленку металлического цвета, а соли железа и марганца придают стеклу коричневую окраску.

Очень эффектный вид имеют витражи, расписанные люстровыми красками, имеющими в своем составе смесь солей висмута или олова с раствором солей жидкого золота. Поверхность таких изделий после обжига приобретает нежнорозовый или бледно-фиолетовый тон с золотистым отливом.

Люстровые краски должны быть достаточно жидкими, чтобы их можно было легко наносить на поверхность. Их растекание по поверхности изделия при росписи отдельных деталей рисунка несложно предотвратить, если ограничить маленькие участки линиями, которые прорезают с помощью стеклореза или маленького медного круга. В качестве контура можно использовать силикатную краску или обозначить границы деталей, протравив их по контурным линиям плавиковой кислотой.

Поверхность изделий, декорированных люстровой краской, можно дополнительно украсить кракле или «мрамором», нанося клей на слой едва подсохшей краски. После полного высыхания на поверхности такого изделия могут появиться мелкие трещинки или краска соберется в складочки, образуя «мраморные» разводы. Величина фрагментов, образующих мраморность, зависит от толщины красочного слоя. Если слой краски толстый, то трещинки и разводы получатся крупными; если же нанести на поверхность тонкую пленку, можно сформировать сеть мелких трещинок.

Вспенивающимися красками считаются те, которые при обжиге набухают и отчасти отслаиваются от стекла. Это придает внешнему виду изделия дополнительный эффект декоративности. Рисунок, нанесенный вспенивающимися красками, становится намного рельефнее.

Льдистые краски имеют в своем составе только флюс и выпускаются в форме небольших гранул по 0,1–0,5 мм в диаметре. Их наносят на поверхность стеклянного изделия, предварительно обработанную олифой, а при обжиге гранулы растекаются, сплавляясь со стеклом. Иногда отдельные крупинки не растекаются, а лишь округляются, создавая дополнительный декоративный эффект.

Текучесть льдистой краски можно снизить, если с помощью трафарета нанести на поверхность изделия любое густое техническое масло. Очень интересными получаются изделия, поверхность которых расписана льдистыми красками в сочетании с мелкой цветной крошкой.

В художественном салоне можно найти богатый ассортимент специальных витражных красок по стеклу и различных контуров, хотя желаемый результат не всегда зависит от марки краски.

Контуры для росписи по стеклу

Кроме витражных красок, для росписи по стеклу необходимы аутлайнеры, или контуры. С их помощью на поверхность изделия наносят объемные линии очертаний рисунка. Как правило, контур бывает черного, золотого, медного или серебристого цветов.

Контуры, как и краски, в состоянии требовать обжига или обходиться без него. Первые, естественно, подбирают только к обжигаемым краскам. При этом можно применять как контуры для росписи по стеклу, так и для росписи по фарфору – они хороши в равной степени.

Необжигаемые контуры используют при росписи стекла необжигаемыми красками. Среди них многие художники предпочитают российские контуры, так как они значительно дешевле зарубежных аналогов, а качество находится примерно на том же уровне.

Контуры большинства фирм преимущественно непрозрачные.

Тюбики из-под контуров вполне можно использовать вторично. Для чего их нужно вскрыть с обратной стороны, тщательно вымыть кистью под струей воды и залить акриловой краской. Подобным образом можно получить контуры цветов, отсутствующих в продаже. Хотя такие аутлайнеры относительно жидковаты, ими вполне можно рисовать.

Дополнительные материалы и инструменты

Прежде чем приступить к созданию шедевров на стекле, следует запастись набором кисточек высокого качества, предназначенных для росписи стекла, палитрой, фольгой и растворителем для промывки кисточек.

Кисточки лучше брать синтетические, тоненькие, диаметром не более 2 мм. На профессиональном сленге их называют «крысиными хвостиками».

Современная художественная роспись стекла, деталей мебели и бутылок превратилась в 1 из незаурядных видов искусства, великолепно сочетающегося с архитектурой,

Пластмассовую палитру при работе удобнее застилать фольгой, которую можно выбросить, как только на ней не останется чистого места, чем каждый раз мыть палитру или брать новую. Кроме того, витражные краски на растворителе несколько разъедают пластик. Если использовать пластмассовую палитру по нескольку раз, то краска, налитая на такую палитру, в очередной раз окажется матовой или с хлопьями. Лучше запастись 2 палитрами из отшлифованного стекла толщиной 4–5 мм и размерами 20×20 см и 35×35 см.

Страницы:

ККК

ISO

EN ISO 9001:2008
Zertifikat 78 100 057 453