Подготовить основание из прозрачного стекла – размеры должны совпадать с размерами витража. По краям стеклянного основания наклеить слой прозрачного 2-стороннего скотча. Взять специально вырезанные 4 прозрачные ограничительные планки из стекла шириной 1 см (длина несколько больше, чем соответствующая сторона основания) и приставить на место так, чтобы торец упирался в сторону планки, причем 2-й торец будет выдаваться за основание, в связи с чем отрезать его. Прикрепляя планки, соблюдать повышенную точность (рис. 30).

Прикрепление планок (коллаж)

Рисунок 30. Прикрепление планок (коллаж)

Стеклянное основание наложить на выполненный ранее в натуральную величину эскиз с рисунком, где указаны линии паечных швов и нумерация. Следить за тем, чтобы все изображение идеально вписывалось в пространство, ограниченное стеклянными планками (под планки на рисунке тоже выделено место по краям – похоже на окантовку).

Ориентируясь на видимый через прозрачное стекло эскиз, разложить вырезанные и отшлифованные стеклянные фрагменты. Удостовериться в том, что их размеры полностью соответствуют выделенным под них местам, а между ними имеются равномерные зазоры (рис. 31).

Раскладывание фрагментов на основании (коллаж)

Рисунок 31. Раскладывание фрагментов на основании (коллаж)

Система обозначений различных оттенков матового стекла: «синяя нефть» (фон), зеленый средней интенсивности, цвет мха, розовый, светло-желтый, оранжевый, красный, голубой, коричневый, темносерый, черный.

После примерки убрать цветные стеклянные детали. В стороне выложить из фрагментов изображение, чтобы его легче было перенести на основание. Перевернуть основание с эскизом и прикрепить последний с помощью широкого скотча, прилепляя его по краям. Создать таким образом защиту от попадания полимерного раствора, который в жидком состоянии очень липкий, поэтому, если полимер окажется на стекле, его уже не отчистить. Для чего тщательно изолировать лицевые поверхности каждого фрагмента с помощью воска, забирая его пальцем и смазывая поверхности. Нанести его также на стеклянные ограничительные планки.

Приготовить полимерный раствор, действуя максимально быстро, поскольку смолы густеют и твердеют максимум через 20 мин. На весы поместить пустую и чистую емкость, положить в нее основной ингредиент смолы и добавить отвердитель (соблюдая пропорции, указанные производителем). Тщательно перемешать образовавшуюся субстанцию (не компоненты по отдельности, иначе появятся пузырьки). Аккуратно тонкой струйкой залить выбранный участок стеклянного основания и размазать рукой (в перчатке, естественно).

Внимательно наблюдая за тем, как раствор застывает и приобретает определенную твердость, взять металлический шпатель и соскоблить смолу со всей поверхности основания (с планок тоже).

Упорядоченно разложить стеклянные элементы витража на основании, прижимая их. Добавить раствор на другие участки и повторить знакомые действия вплоть до момента полного создания композиции.

После чего убрать клейкую ленту с обратной стороны основания и очистить поверхность от проникшей смолы. На хлопчатобумажную салфетку нанести несколько капель воска и протереть ею 2 стороны получившейся конструкции. Подождать, пока все подсохнет, и тщательно натереть сухой чистой салфеткой (рис. 32).

Готовое изделие (коллаж)

Рисунок 32. Готовое изделие (коллаж)

Псевдовитраж

Данный витраж также выполняют на основе кафедрального стекла, преимущество которого – в неоднородной структуре и соответственно в частом преломлении света, из-за чего изделие становится живым и сверкающим. Причем желательно отдавать предпочтения стеклу нежных тонов, так как готовый витраж не должен быть слишком броским. Например, подойдут стекла светло-желтого и водянисто-розового оттенков или же светло-розовый антик, который отлично пропускает свет, тогда как темные насыщенные тона создадут гнетущую атмосферу.

Естественно, предметы мебели и внутреннее убранство помещения будут «окрашены» в цвета, использованные в витраже. Если надо, чтобы свет был несколько приглушенным или внутреннее помещение было защищено от чужих взглядов, вставляют матовое или частично просвечивающее стекло.

Толщина используемого стекла не должна быть менее 3 мм, иначе все может закончиться тем, что оно расколется при попытке прижать к нему свинцовые ленты. При работе со стеклом выбирают наиболее гладкую его сторону. Размещают витражную конструкцию таким образом, чтобы цвет был направлен внутрь.

Для работы, как всегда, используют только специально предназначенные материалы и инструменты. Причем во всех случаях надо стремиться соблюдать чистоту рабочего места и самого витража, особенно на этапах отделки его свинцовой лентой и работы с цветом. Не стоит также трудиться в одежде, с которой может сыпаться пух или ворс.

Прижим понадобится для придания правильной формы свинцовой ленте в точках сгиба и соединения. Кроме того, он необходим, чтобы расправлять складки и неровности.

С помощью резака с негнущимся и остро заточенным лезвием при необходимости разрезают ленту. Впрочем, можно использовать и обычные ножницы.

Тут не обойтись без специального паяльника, который способен расплавлять припой без повреждения клейкой свинцовой ленты. Чтобы инструмент прослужил дольше, его жало нужно чистить особой увлажненной губкой, которая обычно продается в комплекте с держателем для паяльника. Чистку осуществляют до того, как жало остынет. Безопасность использования паяльника обеспечивается с помощью держателя.

У кисточки для нанесения флюса должна быть жесткая щетина, благодаря чему вещество станет проникать в самые узкие щели между лентами и прочими поверхностями. Кроме того, такие кисточки не подвержены коррозии, будучи специально созданными для нанесения флюса. В описываемом ниже примере краску наносят не кисточкой, а с помощью стеклянной пипетки. Преимущество этого метода в том, что цвет получается более насыщенным и равномерным, а также отсутствуют следы от кисточки, а значит, и имитация кафедрального стекла будет качественнее.

У свинцовых клейких лент с обратной стороны имеется тонкая защитная бумажная полоска, которую необходимо отделять перед их использованием. Изготовленная из свинца, она довольно мягка и податлива, поэтому хорошо повторяет все изгибы и неровности поверхностей, воспроизводя мелкие детали. Как правило, толщина лент составляет 3 мм и 6 мм, а длина в мотке – 10, 50 и 100 м.

Так как стандартный цвет ленты свинцовый, т. е. серебристый, может возникнуть желание сделать его темнее и более тусклым. В этом поможет черная патина, которая вступает со свинцом в химическую реакцию и изменяет окраску.

Растворимые красители для стекла, ассортимент которых весьма разнообразен и представлен множеством производителей, отличаются по своим характеристикам, следовательно, при их покупке нужно уточнить, какая краска наиболее подходит для запланированного вида работ. Как правило, в комплект входят более 10 различных красителей, которые можно смешивать между собой для получения необходимого тона. Яркие и насыщенные тона не выцветают на солнце, однако следует помнить, что стойкость к свету зависит от толщины стекла и от того, насколько сильно разведен краситель. Помимо красителя, в комплекте идет бесцветный лак.

Создание витражей – одна из тех областей, в которых стоимость изделия служит своеобразным показателем качества продукции. Стильный, добротно сделанный витраж дешево стоить просто не может, о чем следует помнить при заказе. Если названы достаточно низкие цены, лучше разобраться в их причине на стадии заказа.

При нежелании использовать свинцовую ленту или декорировании больших витражных элементов можно сымитировать свинец с помощью специального вещества, обычно расфасованного в тюбиках. Субстанцию нужно выдавить из емкости, надавливая на нее равномерно и с одинаковым усилием и приставляя носик к поверхности под углом 45°. Спустя 2 суток фрагменты композиции можно заполнять красителями для стекла.

Внешний вид изделия будет почти идентичен витражу Тиффани.

Страницы:

ККК

ISO

EN ISO 9001:2008
Zertifikat 78 100 057 453